Новости паулинских приходов

История прихода

Некоторые даты истории католического костела в Мариуполе

15 ноября 1853 года
Царь Николай I своим указом дал «…соизволение на постройку в городе Мариуполе католического храма». Его строительство было начато весной 1854 года на углу улиц Торговой и Итальянской на деньги, собранные среди католиков-итальянцев, да на те 10 тысяч франков, что пожертвовал своим соотечественникам король Виктор-Эммануил.
Украинской и российской пшеницей в ту пору кормилось пол-Европы, ею итальянцы через   мариупольский порт, находившийся в устье Кальмиуса, с  большой выгодой торговали. Ради этой торговли они и обосновались в 20-х годах
XIX века небольшой колонией в Мариуполе. Отсюда, кстати, появилась Итальянская улица в Мариуполе. Строящаяся церковь должна была их, как говорили в старину, «духовно окармливать».

1853 – 1860 годы стоительства Костёла.
Юный Куинджи пересчитывал и записывал в приходные книги кирпичи, поступающие на строительство католической церкви. Итальянец Бибелли, чей портрет, нарисованный юным Архипом в «книге для кирпича» и приведший в восторг земляков (об этой истории поведал М.П.Неведомский, биограф Архипа Ивановича Куинджи), был церковным старостой строящегося храма.

18 октября 1860 года – Костёл Успения Пресвятой Девы Марии был освящён, начались богослужения.

24 января 1992 года
В10:30 городское радио объявило о собрании католиков Мариуполя (первая попытка создать католическую общину).

Август 1995 года
Состоялась первая встреча католиков.  Провел её отец Ярослав Гижицкий с сестрой Марией.

Сентябрь 1995 года
На квартире у Елены Иосифовны и Виктора Марковича Клещёвых проведено первое Богослужение Мариупольской общины «Успения Божьей Матери». С первой встречи возглавляла общее дело Регина Ивановна Долинская.

6 апреля 1996 года
Служба Божья проведена уже в актовом зале «Горводоканала» (ул. Варганова, 7).
А 30 сентября 1996 года Римско-католический приход Успения Божьей Матери в городе Мариуполь - зарегистрирован.



4 мая 2002 года
Святейшим Отцом Иоанном Павлом ІІ создана Харьковско-Запорожская диецезия, юрисдикция которой распространяется и на Донецкую область.

24 октября 2002 года пришла в Мариуполь первая копия Чудотворного Образа Ченстоховского.

_   Отвечая на приглашение епископа Харьковско-Запорожского Станислава Падевского, Орден Отцов Паулинов, направил в Мариуполь двух ченцов – отца Сымплитюша Берента, как настоятеля парафии и отца Варфоломея Голуба – викария.

27 октября 2002 года, воскресенье.
_   Торжественное принятие Римско-католического прихода Матери Божьей Ченстоховской в Мариуполе Орденом Отцов Паулинов в лице отцов: настоятеля Сымплитюша и викария Варфоломея.Принятие прихода осуществлялось в присутствии отца Яна Собило – Генерального Викария из Запорожья и отца Здислава Зайонца – настоятеля из Бердянска, который являлся, до сего дня, духовным наставником прихожан Мариуполя.


24 ноября 2002 года.Вышел первый номер «Пустыня в городе» - парафииальной газеты. 

19 января 2003 года.
В третьем номере газеты «Пустыня в городе» была напечатана следующая заметка:
                        НОВОСТИ ОБЩИНЫ
12 января 2003 года в Римско-Католической общине были распределены обязанности между избранным руководством общины (избранная «десятка»).
По итогам распределения ответственными в общине являются:
1. Председатель общины – Скакун В. Т.
2. Бухгалтер-кассир – Бендык Т. П.
3. Ответственный за прессу, издание газеты – Губский А. В.
4. Ответственные за проведение служб – Мазур Е. Н., Мазур В. Б.
5. Подготовка учебы, проведение катехизиса – Крживицкий В. И.
6. Работа с молодежью, детьми – Крылова Л. В.
7. Ответственные за хозяйственные дела общины – Бендык П. С., Ковалишин А. Ф.
8. Работа в Новоазовске – Кусый Т. М.
 Новую «десятку» благословил на плодотворную деятельность отец Сымплицюш Берент. Всем членам «десятки» отец-настоятель, вместе с благословлением, передал Розарии от Высшего Настоятеля Ордена Паулинов Отца-Генерала Изидора Матушевского, которые были освящены самим Отцом Иоанном Павлом ІІ.
                                               Вера Скакун
Обработал Val Krzywy


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАТОЛИКОВ МАРИУПОЛЯ
_   Исторический опыт свидетельствует о том, что религия играет важнейшую роль в жизни, как отдельного человека, так и целого народа, гражданского общества и государства. Христианство существует в мире уже два тысячелетия. Десять столетий назад оно появилось и на Руси. Пожалуй ни одна из христианских конфессий на пост советском пространстве не вызывает к себе столь противоречивого отношения, как католицизм.
_   Не смотря на этот факт для царской России как многонациональной страны католицизм, наряду с православием, протестантизмом, исламом и буддизмом, является традиционной религией.
_   На основе стереотипного восприятия Римско-католическая Церковь в Российской Империи, как правило, рассматривалась только как польская. Долгое время, практически ни в каких исторических источниках не упоминалось о принадлежности к этой конфессии немцев, представляющих собой вторую по величине и значению католическую диаспору. По целому ряду мотивов не замечалась и приверженность к этой конфессии русского населения.
_   Католическая церковь играла не последнюю роль в социально-экономическом и политическом развитии страны на протяжении всего существования Российского государства. На различных этапах как Римско-католическое духовенство России, так и Папский Престол, активно участвовали в установлении дипломатических отношений помогали решать проблемы внутренней и внешней политики правительства, формировали мировоззрение отдельных государственных деятелей. Католики занимали видные государственные посты, создавали политические партии и общественные союзы, участвовали в работе Государственной думы.
_   Немало лиц католического вероисповедания имелось среди энциклопедистов и профессоров, членов академии наук и естесвоиспытателей, архитекторов и скульпторов, офицеров и генералов. Католики прославляли силу русского оружия. Руководили министерствами и ведомствами, были политическими деятелями и реформаторами. Из исторических источников известны русские аристократы, принявшие католическое вероисповедание: княгиня Зинаида Волконская, княгиня Александра Галицына, князь Иван Гагарин, Петр Чаадаев, будущий декабрист Михаил Лунин и многие другие.
_   Наиболее яркими примерами влияния католиков на российских императоров являются судьбы контр-адмирала Патрика Гордона – одного из учителей и сподвижников Петра I и генерала ордена иезуитов Гавриила Грубера, обратившегося в 1800г. К Павлу I с проектом примирения и воссоединения Православной и Католической Церквей.
_   Свою роль в истории Росси сыграли династические браки между католиками и православными. До принятия православия супруги некоторых русских царей и князей исповедовали католицизм.
_   Одним из крупнейших объединений католических общин в России после Поволжья стал юг страны, а именно немецкие колонии Екатиринославской, Таврической и Херсонской губерний.
_   Что касается нашего города, то первые католики появились в Мариуполе в  двадцатых годах девятнадцатого века. Это были частью итальянцы, частью славяне, выходцы из австрийских провинций Адриотического побережья ( современная Черногория, Хорватия, Сербия). Поэтому на ряду с итальянскими фамилиями Джербулини, Пиниони, Галеано, Пелагатти, Сангвинетти, ДеМартино встречаются и славянские фамилии – Видович, Ковачевич, Опоренович, Павлович, Трипкович, Фискович и др.
_   Новороссийский и бессарабский генерал-губернатор светлейший князь М.С. Воронцов, заботясь о развитии подчиненного ему края, старался поднять торговое значение приморских городов и потому особенно покровительствовал поселению; что касается переселенцев с Адриатического побережья Австро-Венгрии , то они были наиболее желательны в виду их славянского происхождения.
_   Возникшие одна за другой торговые фирмы: Видовича, Джербулини, Галеано, Мембели, Ковачевича и др. стали известны не только в данной местности, но и далеко за ее пределами. Но время шло и роль Мариуполя, как торгового города стала падать. Усилившееся торговое значении Бердянска и особенно Таганрога все более стало подрывать монополию Мариуполя. Одновременно с этим итальянская община стала распадаться и на смену ей в город стали приезжать новые католики. С упразднением в 1870г. греческого самоуправления и приобщения Мариуполя к общегосударственной жизни вместе с русскими чиновниками появились поляки, которые постепенно увеличиваясь, составили к концу 19 века новую единицу католической общины.
_   На тот момент стала чувствоваться потребность в католической церкви, так как частое приглашение священников из католических немецких колоний в уезде было сопряжено с большими неудобствами. Главным инициатором постройки костела были итальянский консул Джербулини и особенно один из братьев Мембели – Степан, который собственно и считался основателем костела. Отдельную роль сыграл и градоначальник Таганрога – барон Франк. В последствии итальянским королем Виктором-Эммануилом последовало распоряжение о пожертвовании 10000 франков на завершение строительства. Есть исторические сведенья о том, что наш земляк, знаменитый художник Архип Куинджи работал приемщиком кирпича на строительстве костела.
_   Костел был освящен 18 октября 1860 года, о чем была сделана запись на латинском языке, что по русски значит так: « Эту церковь Римско – Католическую Мариупольскую во имя Святой Девы Марии, взятой на небо (во имя Успения Пресвятой Богородицы) освятил светлейший и достопочтенный господин Винцетий Липский, епископ Янопольский, суфраган Тираспольского, в 1860 году 18-го дня месяца октября старого стиля, в каковой (день) было святого Луки Евангелиста, Папства же Пия ІХ в пятнадцатый год».
_   Священниками при костеле были в прежнее время: Секерко, Гриневич, Бальцевич, Дудорович, Пухальский, Легович (до 1890г.), Малевич (до 1891г.), в 1892 году – о.Франк Козловский. В 1910г. – Георгий Баер, с 1914г. – Иосиф Cавинский, с 1920г. – Клясс. Согласно метрической книге о рожденных, зарегистрированных куратором Римско-католической церкви г. Мариуполя, которая храниться в государственном архиве Донецкой области, в церкви служили о.Гвидо Комаровский, о.Михаил Фаут, о.В. Гартман, о.Каберлейн, о.Д. Саков, о.П. Меллер и каноник Рейхерт. Священники Мариупольского Римcко-католического костела обслуживали парафии поселений Давдо – Орловка, Ново – Орловка, Гринталь, Юзово, Блюменфельт, Дружковка, Дебальцево, Делентерово, Прицфельд, Новокрасновка. Старшинами были (1892) Андрей Сангвинетти и Николай Малевич, а так же русский подданный дворянин Апполинарий Францкевич. К числу лиц, действовавших особенно на пользу католической церкви, принадлежали А. Сангвинетти и А. Трипкович. Этими сведениями мы обязаны И. А. Ковальскому, состоявшему в течении трех лет синдиком церкви. Почетными прихожанами мариупольской Римско-католической церкви являлись: знаменитый русский металлург – доменщик Курако Михаил Константинович, нотариус Францкевич и его жена Мальвина, коллежский асессор Иосиф Соммер, итальянские подданные Себастьян и Анна Риссо, Евгений и Аннета Сангвинетти, помощник контролера госбанка Станислав Дудорович, варшавские мещане Станислав и Вельгельмина Смолковские, дворяне Станислав Водницкий и Елизавета Шумейко, дворянин Феликс Моцкевич, германские подданные Иоан и Паулина Ярош, дворяне Иван и Ядвига Бугардт, прусские подданные Жозеф – Француа-Август и Леонтина Дельгофф, почетные граждане Мариуполя Казимир и Мария Девиз, австрийские подданные Иван и Екатерина Иосифович, американский гражданин Иоанн Иоанат, запасной канонир Михаил Горндт. Эти сведения говорят нам о том, что общину составляла интеллигенция и государственные служащие и в своем роде община была многонациональная.
_   Деканом Бердянского деканата в конце 1912 года был о. Иоанн Унгемах. Согласно официального «Каталога духовенства и церквей Тираспольской Римско-католической епархии» на 1913 год число верующих в Мариуполе составляло 1800 прихожан.
_   С приходом власти большевиков в 1917 году и до конца 80-х годов Католическая церковь подвергалась гонениям. Тысячи священников были расстреляны, брошены в тюрьмы, угнаны в лагеря. Миллионы прихожан сгинули на просторах Сибири, Дальнего Востока, Калымы, в Гулагах и Соловках. Мариупольский костел в 30-е годы был взорван и разрушен.
_   С приходом к власти М.С. Горбачева железный занавес рухнул и начался этап возвращения к духовной жизни.
_   Возрождением католической общины мы обязаны священнику о. Ярославу Гижицкому и великолепной женщине – участнице украинского подполья – Регине Долинской (Кротевич).
Все началось с объявления по радио в 1995 года. В тот год о. Ярослав был приглашен на кафедру религиоведения Донецкого университета читать лекции по  истории католицизма.
_   Услышав объявление, на площадь Ленинского комсомола, пришли первые, кто составил будущее католической общины – Регина Долинская, Янина Божак, Елена и Виктор Клещевы, Анна Чуланова, Молина Зоя, Кунявская Ирина, Савенко Галина. Началась кропотливая и трудная работа по восстановлению общины. Первая исповедь состоялась 20 апреля 1996 года. Особую признательность хочется выразить Нине Николаевне Киселевой, на тот момент работавшей управляющей делами исполкома, которая оказала практическую помощь по регистрации общины. В общем со стороны властей чувствовалось радушие, доброжелательность и понимание. Результатом стала регистрация католической общины Римско-Католической Церкви Успения Божьей Матери 30 сентября 1996 года по адресу: ул. Маяковского, 31, Ильичевского района. Старейшиной общины стала Регина Долинская. Наступил очередной этап в жизни Мариупольских католиков. Службы проводились в арендованном актовом зале Горводоканала. На службы приезжали священники о.Владимир из Донецка, о.Здислав из Бердянска. Гостями города и общины были о.Альберт из города Каменец-Подольска, о.Антоний из города Житомира. Община росла и к 2003 году насчитывалось около 30 прихожан. К этому моменту возник вопрос иметь своего местного священника и строительство костела. Неожиданно помощь пришла из Польши. В Мариуполь прибыли священники ордена Паулинов о.Симплициуш Чеслав Берент и о.Варфоломей Голуб.
_   В Орджоникидзевском районе, по ул. Бестужева, 60 был приобретен дом, в котором разместилась капличка Матери Божьей Ченстоховской, с копией иконы «Черная Мадонна» - дорогой для каждого католика и поляка. С приездом о. Симплициуша община стала жить новой бурной жизнью. За короткое время число прихожан возросло до 100 человек. Были организованы паломнические поездки взрослых на Ясную Гору в Ченстохова и детей по историческим местам Польши – Краков, Леснев. Катовице. Состав прихожан очень разнообразен по социальному положению – есть врачи, юристы, предприниматели, работники образования, руководители предприятий, много молодежи. Основную свою цель о.Симплициуш видит в строительстве костела. От власти получена земля под строительство. Польскими архитекторами разработан проект красивого в современном стиле здания костела. И скоро взорам мариупольцев и гостей города откроется великолепное строение на возвышенности, по проспекту Металлургов, в районе 5-го МКР. В костеле предусмотрен орган. В будущем планируется проводить концерты органной музыки.

                            2007г, Мариуполь,  Александр Стефанский.

1 комментарий:

  1. Почему в статье обошли молчанием 30-е годы 20-го столетия, когда в 1937 году был взорван костёл?

    ОтветитьУдалить